Методические рекомендации «Проектная деятельность в комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ): от исследования до продукта» 2021 год (текст)
Духовно-нравственное воспитание обучающихся в начальных классах на основе православных традиций
Интегративность программ духовно-нравственного воспитания.
«Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную» [1, с. 21].
Темы, изучаемые четвероклассниками в курсе Основы религиозных культур и светской этики /ОРКСЭ/, содержательно перекликаются и через другие предметы (литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство). Так, например, на уроках по изобразительной деятельности в 4 классе дети изучают темы «Древние соборы», «Материнство», «Мудрость старости», «Сопереживание», «Герои защитники» и др. Участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах, фотоконкурсе, в творческих проектах по предмету ОРКСЭ, участие в итоговом празднике, приготовленном совместно с родителями, в выставках детских художественных работ «Рождество», «Пасхальная радость», экскурсии по храмам г. Томска. Сочетание урочной и внеурочной деятельности делает материал курса доступным ребёнку. Наличие благоприятного климата на уроке и во внеурочной деятельности обеспечивает ребёнку не только защищённость и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества. Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей. Обучающиеся вместе с педагогами и родителями обращаются к содержанию истории России, российских народов, своей семьи, жизненному опыту своих родителей, к традиционным российским религиям, произведений литературы и искусства, к общественно полезной и личностно значимой деятельности. «Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью» [1, с. 22].
Интегративность системного подхода, позволяющая установить «ценностные мосты» [2, с. 144]. Интегративность системного подхода изучения курса ОРКСЭ (модуль ОПК) представлена с таблице на примере УМК «Перспективная начальная школа», аналогично представить интегративность курса возможно и через другие УМК («Школа России», «Перспектива», «Начальная школа 21 века»). Установить «ценностные мосты» по силам учителям начальных классов, которые преподают курс ОРКСЭ.
№ урока ОПК |
Тема урока «Основы православной культуры» (ОПК) (А. Кураев) |
Основные термины и понятия |
Предмет УМК «Перспективная начальная школа» (ПНШ) 4 класс |
Тема урока УМК «Перспективная начальная школа» (ПНШ) 4 класс |
1 |
Россия - наша Родина |
Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. |
Изобразительное искусство и художественный труд Б.М. Неменского (ИЗО) |
Города Русской земли. Золотое кольцо России.
|
Окружающий мир О.Н. Федотовой |
Родной край – часть великой России |
|||
Границы России |
||||
Мы – граждане России. Имя нашей страны – Россия; или Российская Федерация |
||||
Основной закон страны – Конституция России. |
||||
Президент России |
||||
Литературное чтение Н. А. Чураковой |
Н. Рыленков «К Родине» |
|||
2 |
Культура и религия. |
Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия. |
Литературное чтение Н. А. Чураковой |
Поход в «Музейный Дом». Карл Брюллов «Последний день Помпеи» |
3 |
Человек и Бог в православии. |
Священное Писание. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение. |
|
|
4 |
Православная молитва. |
Священное Писание. Священное Предание. Православие. Молитва. Благодать. |
Литературное чтение Н. А. Чураковой |
Ганс Христиан Андерсен «Снежная Королева»
|
5 |
Библия и Евангелие |
Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане. |
|
|
6 |
Проповедь Христа. |
Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь. |
Литературное чтение Н. А. Чураковой |
Ганс Христиан Андерсен «Русалочка»
|
7 |
Христос и его крест. |
Православная культура. Тело. Душа. Внутренний мир человека. Спаситель. Жертвенная любовь. Жертва. Крест. |
|
|
8 |
Пасха. |
Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой. |
ИЗО |
Народные праздники. |
Литературное чтение Н. А. Чураковой |
Поход в «Музейный дом». Борис Кустодиев «Вербный торг у Спасских ворот» |
|||
9 |
Православное учение о человеке. |
Добро. Зло. Традиция. Заповедь. |
|
|
10 |
Совесть и раскаяние. |
Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное. Миротворец. |
Литературное чтение Н. А. Чураковой |
Константин Паустовский «Тёплый хлеб».
|
11 |
Заповеди. |
Нравственность. Ближний. Любовь. Раскаяние. |
Литературное чтение Н. А. Чураковой |
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». |
12 |
Милосердие и сострадание. |
Добродетели. Страсти. Отношение. Труд. |
ИЗО |
Сопереживание великая тема в искусстве |
Литературное чтение Н. А. Чураковой |
А. Чехов «Ванька». |
|||
13 |
Золотое правило этики. |
Долг. Ответственность. Милосердие. Сострадание. Близкий. Любовь к врагам. Милостыня. |
Литературное чтение Н. А. Чураковой |
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» |
Л. Улицкая «Бумажная победа». |
||||
14 |
Храм |
Храм. Икона. Иконостас. Царские Врата. Алтарь. |
ИЗО |
Древние соборы |
15 |
Икона |
Воскресение. Спаситель. Пасха Христова. Великий Пост. |
Литературное чтение Н. А. Чураковой |
Поход в «Музейный дом». Древнерусские иконы с изображением Георгия Победоносца. Икона «Чудо Георгия о змие» (начало XV в.) |
Поход в «Музейный дом». «Христос спускается в ад». Икона. |
||||
18 |
Как христианство пришло на Русь. |
Православие. Церковь. Крещение. Святая Русь. |
Окружающий мир О.Н. Федотовой |
Древняя Русь |
Путь «из варяг в греки» |
||||
Крещение Руси |
||||
Борьба Руси с западными завоевателями |
||||
Возникновение Москвы. |
||||
Первые Московские князья |
||||
Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости |
||||
19 |
Подвиг |
Святые Угодники. Святые Подвижники. Почитание. Подвиг. Жертва. |
Литературное чтение Н. А. Чураковой |
Алексей Пантелеев «Главный инженер». Поход в «Музейный дом». Александр Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1942 года». |
Анна Ахматова «Памяти друга». |
||||
20 |
Заповеди блаженств |
Заповеди |
|
|
21 |
Зачем творить добро? |
Святые Угодники. Самоотверженность. Духовная радость. |
|
|
22 |
Чудо в жизни христианина. |
Икона. Фреска. Чудотворная икона. Святые угодники Божии. Иконостас. Иконописец. Мозаика. Молитва. Нимб. |
|
|
23 |
Православие о Божьем суде |
Легенда о Христофоре |
|
|
24 |
Таинства Причастия |
Православные таинства. Крещение. Миропомазание. Исповедь (покаяние). Причастие. |
|
|
25 |
Монастырь |
Святыня. Монастырь. Монах. Призвание. Послушание. |
Литературное чтение Н. А. Чураковой |
Поход в «Музейный дом». Исаак Левитан «Тихая обитель». |
Русский язык М.Л. Каленчук |
Развитие речи. «Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Тихая обитель» |
|||
26 |
Отношения христианина к природе |
Символ. Православный календарь. Любовь к природе. Экология. Ковчег. |
Окружающий мир О.Н. Федотовой |
Родной край – часть великой России. Твой родной край. |
27 |
Христианская семья |
Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции. |
ИЗО |
Все народы воспевают материнство |
ИЗО |
Все народы воспевают мудрость старости |
|||
Литературное чтение Н. А. Чураковой |
Г.-Х. Андерсена. «Русалочка». |
|||
28 |
Защита Отечества |
Святые Угодники. Святые Подвижники. Подвиг. Жертва. |
ИЗО |
Древнерусские воины-защитники |
ИЗО |
Герои, борцы и защитники |
|||
Окружающий мир О.Н. Федотовой |
Москва: память о войне 1812 года |
|||
Москва как летопись истории России. День народного единства |
||||
Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов |
||||
Литературное чтение Н. А. Чураковой |
Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» Поход в «Музейный дом». Михаил Врубель «Богатырь». Анна Ахматова «Памяти друга» |
|||
29 |
Христианин в труде |
Заповеди труда |
Литературное чтение Н. А. Чураковой |
Поход в «Музейный дом». Николай Богданов-Бельский «Ученицы», «У дверей школы». |
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». |
||||
30 |
Любовь и уважение к Отечеству. |
Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ. |
ИЗО |
Искусство моей Родины и народов мира. |
Окружающий мир О.Н. Федотовой |
Москва как летопись истории России. День народного единства |
|||
Мы – граждане России |
Литература
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России - А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков – Москва «Просвещение» 2009.
- Литавор В. С. Системный подход как интегративный в образовательном процессе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 142-149.
Шумейко Лариса Анатольевна Учитель начальных классов, ОРКСЭ, ОДНКНР Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ и ОДНКНР